МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

  • Анна Александровна Вяльшина ИАгП РАН
Ключевые слова: пандемия COVID-19, семьи с детьми, инструментарий исследования, методология исследования последствий пандемии COVID-19

Аннотация

Представлен анализ методологических подходов к социологическому исследованию эффектов пандемии COVID-19 на семьи с детьми. Представлен обзор результатов проведенных исследований о влиянии пандемии на различные сферы жизнедеятельности домохозяйства. Проанализирован инструментарий исследований, сгруппированный в трех основных направлениях: оценка психического состояния и восприятия детей, факторов риска домохозяйств и анализ психосоциального состояния родителей. Полученные результаты исследования позволяют разработать достоверный и надежный инструментарий для анализа последствий пандемии для семей с детьми. 

Биография автора

Анна Александровна Вяльшина, ИАгП РАН

к.социол.н.

Литература

Fore H.H. (2020). A wake-up call: COVID-19 and its impact on children’s health and wellbeing // The Lancet Global Health, 8(7), 861–862. – URL: https://doi.org/10.1016/S2214-109X(20)30238-2

Yoshikawa H., Wuermli A.J., Britto P.R., Dreyer B., Leckman J.F., Lye S.J., Ponguta L.A., Richter L.M., Stein A. (2020). Effects of the global coronavirus disease-2019 pandemic on early childhood development: Short- and long-term risks and mitigating program and policy actions // The Journal of Pediatrics, 223, 188–193.

Ravens-Sieberer U., Kaman A., Erhart M., Devine J., Schlack R., Otto C. (2021). Impact of the COVID-19 pandemic on quality of life and mental health in children and adolescents in Germany // European Child & Adolescent Psychiatry, 1–11.

Duan L., Shao X., Wang Y., Huang Y., Miao J., Yang X., Zhu G. (2020). An investigation of mental health status of children and adolescents in China during the outbreak of COVID-19 // Journal of Affective Disorders, 275, 112–118. https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.06.029.

Patrick S.W., Henkhaus L.E., Zickafoose J.S., Lovell K., Halvorson A., Loch S., Letterie, M., Davis M.M. (2020). Well-being of parents and children during the COVID-19 pandemic // A National Survey. Pediatrics, 146, 3. – URL: https://doi.org/10.1542/peds.2020-016824.

Черный лебедь в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С.М. Плаксина, А.Б. Жулина, С.А. Фаризовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

Kartseva M.A., Kuznetsova P.O. (2020). The economic consequences of the coronavirus pandemic: which groups will suffer more in terms of loss of employment and income? // Population and Economics 4(2): 26–33. – URL: https://doi.org/10.3897/popecon.4.e53194.

Kalabikhina I.E. (2020) Demographic and social issues of the pandemic // Population and Economics 4(2): 103–122. – URL: https://doi.org/10.3897/popecon.4.e53891.

Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Вяткина Н.Ю. Восприятие пандемии COVID-19 жителями Москвы // Социологические исследования. – 2020. – № 7. – С. 138–143.

Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2(18). – С. 47–83.

Холодова Ю.Б. Особенности переживания тревоги в период пандемии COVID-19 представителями разных возрастных групп // Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 114–117.

Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б.. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 2(18). – С. 291–308.

Пишняк А., Корчагина И., Горина Е., Тер-Акопов С. Поддержка семей с детьми в условиях пандемии COVID-19. – URL: https://www.hse.ru/corona/news/375061161.html.

Isupova O.H. (2020) New problems of Russian families in the context of the COVID-19 pandemic. // Population and Economics 4(2): 81–83. – URL: https://doi.org/10.3897/popecon.4.e53619

Chaudry A., Wimer C. (2016). Poverty is not just an indicator: The relationship between income, poverty, and child well-being // Academic Pediatrics, 16(3), S23–S29. – URL: https://doi.org/10.1016/j.acap.2015.12.010

Jones J.H., Call T.A., Wolford S.N., McWey L.M. (2021). Parental stress and child outcomes: The mediating role of family conflict // Journal of Child and Family Studies, 30(3), 746–756. – URL: https://doi.org/10.1007/s10826-021-01904-8

Prime H., Wade M., Browne D.T. (2020). Risk and resilience in family well-being during the COVID-19 pandemic. // American Psychologist, 75(5), 631–643. – URL: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000660

Millican R., Middleton T. (2020). «A Need for Resilience» // Reconsidering Resilience in Education, ed. by A.T. ahmed Shafi, R. Middleton and S. Millican, 3–16. Cham: Templeton Springer International Publishing.

Fallon B., Lefebvre R., Collin-Vézina D., Houston E., Joh-Carnella N., Malti T., Filippelli J., Schumaker K., Manel W., Kartusch M., Cashe S. Screening for economic hardship for child welfare-involved families during the COVID-19 pandemic: A rapid partnership response // Child Abuse Negl. 2020 Dec; 110: 104706.

Morelli M., Cattelino E., Baiocco R., Trumello C., Babore A., Candelori C., Chirumbolo A. (2020) Parents and Children During the COVID-19 Lockdown: The Influence of Parenting Distress and Parenting Self-Efficacy on Children’s Emotional Well-Being. // Front. Psychol. 11: 584645.

Feinberg M.E. (2003). The internal structure and ecological context of coparenting: A framework for research and intervention // Parenting: Science and Practice, 3, 95– 132. – URL: https://doi.org/10.1207/S15327922PAR0302_01.

Cohen S., Williamson G. Perceived Stress in a Probability Sample of the United States // Spacapan S. and Oskamp S. (еds.) The Social Psychology of Health. Newbury Park, CA: Sage, 1988.

Опубликован
2021-10-14
Выпуск
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>